Welcome to Музыкальная энциклопедия!

     Навигация
· Главная
· Веб-сайты звёзд
· Форум
· Энциклопедия

     Рекомендуем
Почаще заходить на наш форум :)


     Кто на сайте
11 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Разбойничьи песни


— находятся в связи с историей разбоев в России.

В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; даже лучшие князья, как Владимир Мономах, допускали походы с характером разбоя (например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

Разбои стали усиливаться в Московском государстве после татарского нашествия и с XIV столетия приняли широкие размеры, причем главной ареной разбойничества с течением времени стало Поволжье и московская Украина. Впрочем, и новгородский север пользовался в этом отношении незавидной славой. Многочисленные разбойничьи шайки из новгородской вольницы — «ушкуйники» — грабили села и города, жгли церкви и мучили жителей. Самый страшный набег ушкуйников на Кострому отмечен в летописи под 1375 г. Предания о новгородских ушкуйниках отразились в былинах о Василии Буслаеве, в особенности в эпизоде встречи Васьки Буслаева с атаманами казачьими. На юго-восточных окраинах Московского царства с половины XV ст. разбойничество почти сливается с казачеством. Московское правительство вынуждено было посылать против разбойников военные отряды. Случалось, что разбойники разбивали царские войска и убивали воевод.

Время наибольшего развития в России разбойничества — XVI, XVII и XVIII вв. — совпадает со временем наибольшего размножения и распространения разбойничих песен. К XVI ст. относится целый цикл песен о Ермаке. Завоевание обширной страны ничтожной горстью людей, отпетыми разбойниками, произвело глубокое впечатление на воображение народное и вызвало рассказы, предания и песни, сохранившиеся доныне в народной памяти. В XVII ст. сложился другой богатый по содержанию цикл песен о Степане Разине и отчасти заслонил собой песни о Ермаке. Песни о Ермаке и песни о Разине иногда смешивались и перепутывались, как в именах действующих лиц, так и в описываемых событиях. Наряду с разными анахронизмами и неточностями в песнях о Ермаке встречается много исторически верных преданий и фактов — о сборах в поход, о правеже и др. Из анахронизмов любопытен эпизод о взятии Ермаком Казани.

В столетний промежуток между песнями о Ермаке и песнями о Разине сложено было много других разбойничьих песен, уцелевших отчасти до настоящего времени. Таковы песни о взятии правительственными войсками Астрахани в 1616 г., когда были рассеяны разбойничьи толпы Заруцкого; такова песня об убийстве на Дону московского посла Карамышева в 1630 г.; таковы песни про Грышку Мурышку, о котором упоминается в одной царской грамоте 1645 г. Наибольшего развития разбойничество и разбойная поэзия достигли в Великороссии во второй половине XVII века. По выражению проф. Аристова, «все задорные движения вольницы, как ручьи и речки в половодье, слились в одну бурливую широкую реку при Стеньке Разине и захлестнули своими волнами множество мирных жителей. Народная песня передала потомству очень много явлений из похождений Разина, и в ее изображениях есть доля исторической истины». Песни верно рисуют общее положение донского казачества ХVII века, среди которого были люди степенные, домовитые, зажиточные («кармазинники»), но большинство состояло из «зипунников», голи кабацкой и разного сброда. Отсюда и брал Разин свои полчища. В песнях описывается, как Разин разгромил персидские города по берегам Каспийского моря, как он овладел Астраханью, гулял с молодцами по Волге и убивал бояр, как он рвал кандалы и уходил из тюрьмы-клетки. Есть песни о казни Разина в Москве в 1671 г., точно передающие событие. Вообще, песни о Разине весьма многочисленны и проникнуты симпатией к разбойнику. В разбойничих песнях вообще обнаруживается сочувственное отношение к разбойникам: народ усматривал в них свободолюбивых удальцов, способных по временам на порывы великодушия. Иногда в них видят противников бояр и врагов крепостного права или прославляют силу характера и смелость.

Петр Великий принял строгие меры к искоренению разбойничества, разослал сыскные команды, поставил старост для розыска, суда и наказания воров. Эти строгие меры не помогали ввиду того, что тягости крепостничества осложнились новыми народными тягостями, в особенности суровой паспортной системой и тяжелой рекрутчиной. Со времен Петра Великого большой процент разбойников составляли бродяги-рекруты и солдаты, бежавшие из полков. При Петре было еще несколько крупных разбойничьих движений (булавинское, некрасовское и др.), оставивших следы в народной поэзии.

С ростом и усилением государственной власти слабеет разбойничество, слабеет и разбойная поэзия. Разбойные мотивы вплетаются еще в песни раскольничьи и солдатские, но уже без собственных имен. В песнях нет прежней силы, удали и красоты; замечается историческое и литературное оскудение. Образцом бесталанности служат рассказы и песни о похождениях Ивана Осипова, или Ваньки Каина. Одновременно с ним прославилась своими разбойничьими похождениями Танька Растокинская. Песни поэтическими чертами изображают, как Танька была поймана и казнена. Песен о Пугачеве мало сравнительно с размерами бунта. Ко второй половине прошлого века относится несколько незначительных по величине песен о малоизвестных разбойниках — 3агорине, каком-то Гаврюшеньке и пр. В разбойничих песнях, преимущественно XVII в., отмечены многие исторические черты, по мнению Аристова — часто с такой верностью, что «историк имет полное право воспользоваться содержанием песни при передаче тощих показаний официальных бумаг». В местных названиях разбойничих песен удержались воспоминания о главных путях и гнездах старого разбойничества — о Поволжье (в частности о реке Камышенке, Ахтубе, Змеевых горах), о Каспийском море. Много в них указаний на одежду и вооружение старого времени (дубина вязовая, фузея и пр.), на причины, вызывавшие обращение к разбоям (семейные ссоры, солдатчина, крепостное право, гнетущая бедность, бесшабашная жизнь). Из песен видно, кого преимущественно грабили (бояр, бурмистров, зажиточных крестьян), как жили разбойники, каков был внутренний распорядок в воровских шайках, каковы были обычаи при грабежах (напр. клик «сарынь на кичку» при нападении на гребцов), каковы были пытки и казни. Высокого поэтического достоинства и горячего сочувствия исполнены песни о неудачах разбойников, о их побегах.

Великорусские разбойничьи песни вполне оригинальны; вставные балладные мотивы встречаются здесь весьма редко. Создателями разбойничьих песен было сами разбойники; в сохранении и распространении их большое участие принимали скоморохи. Малорусские разбойничьи песни весьма разнообразны по происхождению: есть песни заимствованные от великороссов, песни западноевропейского балладного происхождения и песни вполне оригинальные. В общем по числу песен, по величине и силе поэтического одушевления великорусские разбойничьи песни стоят значительно выше малорусских. Большая часть великорусских песен, и притом лучшая, возникла в XVI—XVII ст.; малорусские — в XVIII и в XIX ст. Заимствования из великорусских песен шли преимущественно через Дон при посредстве донских казаков; таковы, например, малорусские песни о Травине (по-видимому — Травник великорусских песен), о казаке Гарасиме (Стенька Разин). Западные балладные песни в Малороссии очень распространены, преимущественно песни о похищении разбойником девицы, о нападении 12 разбойников на девицу и др. Гайдамачество создало много песен о смелых гайдамацких ватажках; в особенности распространены песни о Савве Чалом, Нечае и Гнатке Голом. С течением времени гайдамацкие песни отчасти смешались с рекрутскими и солдатскими, отчасти впитали в себя кое-какие мотивы старинных казацких песен. Ныне гайдамацкая поэзия в Малороссии забыта. Кое-где в Юго-Западном крае ходят в народе песни о некоторых разбойниках текущего века, преимущественно о Кармелюке. В Галиции разбойники называются опришками (срав. опричнина — люди вне общества). Песни о гайдамаках во многих случаях перешли на опришков, в целости или в частностях. До сих пор гуцулы поют песни про Добощука, Марусяка, Джемеджука и других местных знаменитых опришков. Сохраняется память о местах их жительства, об их вооружении; указывают на Добашеву хату, Добашеву криницу. Народ в песнях относится с большим сочувствием к опришкам, как врагам ляхов-помещиков.






[ Вернуться назад ]

Музыкальные жанры

Copyright © от Музыкальная энциклопедия - (3903 Прочтено)





All logos and trademarks in this site are property of their respective owner. The comments are property of their posters, all the rest © 2006-2008 by me.
Открытие страницы: 0.04 секунды PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi.